Реализация дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности по обучению дошкольников игре в шахматы "Юный шахматист"
Программа занятий
Содержательная часть Программы направлена на приобщение дошкольников к интеллектуальному досугу посредством шахматной игры. При реализации содержательной части Программы учитываются индивидуальные особенности развития ребенка и применяются разнообразные инструменты, накопленные в шахматном образовании.
Методы реализации Программы
Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.
Наглядные методы. Ребенок получает информацию с помощью раздаточных материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.
Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры. Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры. Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.
Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).
Формы реализации Программы
1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.
2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая:
- самоутверждению ребенка; - развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний;
- формированию у ребенка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия;
- становлению умения действовать с партнерами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех;
- совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости;
- воспитанию адекватной самооценки.
3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуальноспортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому ребенок включается в процесс «действия в уме».
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника