Реализация дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности по обучению дошкольников игре в шахматы "Юный шахматист"

Воспитатель высшей категории Трофимова Надежда Алексеевна.
Воспитатель высшей категории
Трофимова Надежда Алексеевна
В ходе реализации Программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений. Планируемые результаты освоения Программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования: ребенок приобретает потребность в действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач; владеет умениями и навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, в том числе на основе образно-символических и нормативно-знаковых материалов. К концу учебного года дети должны знать: шахматные термины, названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры. К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Итоги реализации дополнительной общеразвивающей программы подводятся в форме игровых соревнований в дошкольном учреждении, участие в городских конкурсах.

Программа занятий

Содержательная часть Программы направлена на приобщение дошкольников к интеллектуальному досугу посредством шахматной игры. При реализации содержательной части Программы учитываются индивидуальные особенности развития ребенка и применяются разнообразные инструменты, накопленные в шахматном образовании.

Методы реализации Программы

Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.

Наглядные методы. Ребенок получает информацию с помощью раздаточных материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.

Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры. Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры. Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.

Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).

Формы реализации Программы

1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.

2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая:

- самоутверждению ребенка; - развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний;

- формированию у ребенка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия;

- становлению умения действовать с партнерами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех;

- совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости;

- воспитанию адекватной самооценки.

3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуальноспортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому ребенок включается в процесс «действия в уме».

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie