Реализация дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста"
Занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю, с опорой на ведущий психический процесс: эмоционально-коммуникативную и личностно – волевую сферу ребенка. Длительность занятий для детей 5-6 лет - 25 минут; 6-8 лет - 30 минут.
РИТУАЛЫ ПРИВЕТСТВИЯ И ПРОЩАНИЯ
Начало занятия является своеобразным ритуалом, чтобы дети смогли настроиться на совместную деятельность, общение. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим. Приветствие и прощание может быть одинаковым, только с тем отличием, что участникам группы перед ритуалом прощания задают вопросы: Что Вам понравилось сегодня на занятии? Чем мы сегодня занимались? Что было сегодня интересного? и т.п.»
Несколько вариантов начала и завершения занятия.
Дети встают в круг и поочередно называют свое имя «Назови имя». В дальнейшем возможны варианты: «Назови себя ласково, как тебя называет мама», «Назови себя так, как ты бы хотел, чтобы тебя называли» и др.
«Волшебный клубочек». Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог-психолог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до ведущего. 42 Каждый из участников прикасается ладонями своих рук к ладоням другого (по кругу), включая ведущего (педагога-психолога).
Дети встают в круг, и поочередно произносят в адрес соседа слова: «Я рад тебя видеть!» (приветствие) или «Желаю счастья и удачи!» (прощание) и т.д. Дети приветствуют друг друга с помощью телесных прикосновений без слов. «Здороваемся (прощаемся) носиками, плечиками. Спинками и др.». Все выполняется в круге.
Участники встают в круг в затылок друг к другу и кладут свои руки на плечи впереди стоящего, здороваясь или прощаясь с ним. Участники встают в круг, берутся за руки и от ведущего (педагогапсихолога) передают «хорошее настроение», «добро», «тепло своих рук» пожатием руки соседа.
Участники встают в круг, и, передавая «волшебную подушку (игрушку)», здороваются и прощаются с ней, рассказывая о своем настроении, состоянии, об отношении к занятию и т.д.
«Привет глазки» Психолог предлагает детям сесть в круг, и говорит: «Пусть каждый из вас поздоровается (попрощается) глазами со всеми по кругу. Я начну первая, и когда поздороваюсь (попрощаюсь) со всеми, начнет здороваться (прощаться) мой сосед справа». Взрослый смотрит в глаза каждому по очереди и слегка кивает головой, затем дотрагивается до плеча соседа, предлагая ему продолжить. Участник стоит лицом к группе и издает звук, а группа детей в унисон пытается ему подражать. Потом следующий участник издает свой звук (или слово), и просит детей «передать» его дальше по кругу, пока он не вернется дальше к ведущему.
«Доброе животное». Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий (педагог-психолог) говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад» и т.д.
«Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят в глаза соседу и молча улыбаются друг другу.
«Комплименты». Сидя или стоя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При 43 затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное». Во время ритуала педагогпсихолог находится в кругу вместе с детьми, показывая пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
«Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
«Пирамидка любви» Дети стоят в большом или малом круге и кладут свои ладошки на руки товарища, изображая пирамиду. Говорят: «Всем, всем До свидания».
Упражнение «Ток» Дети стоят по кругу и рукопожатием передают свою энергию и настроение.
Программа занятий
Для реализации программы созданы необходимые условия. Занятия проводятся с использованием хорошо оборудованной сенсорной комнаты. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития. Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализации психического и эмоционального состояния дошкольников, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности, как у детей, так и у взрослых. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. В каждом занятии шесть блоков заданий. Каждое занятие начинается и заканчивается ритуалом, чтобы дети смогли настроиться на совместную деятельность, общение.
Формы организации работы:
- занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности;
- совместная и самостоятельная деятельность (дидактические игры, подвижные игры, индивидуальные задания на развития логического мышления и мелкой моторики пальцев руки).
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого и левого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления, речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника