Безопасная дорога
Уважаемые родители!
Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это - вина ребенка. Но понятия "вина ребенка" не существует. Дорожное происшествие с ним означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить "закон дороги". И часто за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.
С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример - это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок будет поступать так же!
Стихи о правилах дорожного движения
Можно заучить стихи, чтобы ребенок лучше усвоил как вести себя на улице.
У любого перекрестка Стой! Пускай пройдет трамвай,
Нас встречает светофор наберись терпенья.
И заводит очень просто Изучай и уважай
С пешеходом разговор: Правила движенья.
Cвет зеленый — проходи! И проспекты, и бульвары –
Желтый – лучше подожди! Всюду улицы шумны,
Если свет зажжется красный – Проходи по тротуару
Значит, двигаться опасно! Только с правой стороны!
Игра «Светофор» для детей 6-7 лет
Игра проводится на участке, где делается разметка; обозначаются две пересекающиеся дороги, линии тротуаров, пешеходные переходы.
В центре перекрестка встает Светофор — ребенок с красными кругами на боках и зелеными — на спине и груди, два желтых круга он держит в руках.
Дети делятся на группы:
— «пешеходы» (по одному, парами и группами);
— «автомобили» (по одному);
— «автобусы» (несколько детей выстраиваются друг за другом, держась за плечи или пояс соседа).
«Пешеходы» начинают движение по тротуарам, «автомобили» и «автобусы» — по дорогам, соблюдая сигналы Светофора. Светофор поворачивается к ним то боком, то лицом или спиной, соответственно разрешая или запрещая движение, то поднимает вверх желтые круги.
К моменту начала игры дети уже должны знать, что означают сигналы светофора. Нарушители ПДД подвергаются штрафу, игра останавливается, и дети объясняют свои ошибки.
Игра «Водители» для детей 6-7 лет
Игра способствует развитию мышления и пространственной ориентации. Предварительно ребенок должен познакомиться с дорожными знаками. Их изображения можно взять из ПДД или специальных книжек для детей. Не следует использовать сразу большое количество знаков. Для проведения игры в предложенном варианте достаточно познакомить ребенка с самыми простыми и узнаваемыми:
«Движение направо»;
«Автозаправочная станция»;
«Движение только прямо»;
«Движение прямо и налево»;
«Техническое обслуживание автомобилей»;
«Движение налево»;
«Движение прямо и направо»;
«Пункт первой медицинской помощи».
Показывая ребенку изображения дорожных знаков, необходимо дать пояснения к ним, например: «Это знаки для водителей. Некоторые из них указывают шоферу, куда можно ехать, а куда нельзя. Например, белые стрелки в синих кругах говорят, что ехать можно только прямо или в ту сторону (правую или левую), куда показывает стрелка. Есть знаки, разрешающие движение прямо или только в одну из сторон (правую или левую), куда отходит маленькая стрелка. Туда, куда стрелка не показывает, ехать нельзя. Другие знаки сообщают шоферу о том, в каком месте находится бензоколонка (здесь можно пополнить запас бензина), мастерская (здесь можно починить машину) и больница (или поликлиника). Все водители должны обязательно подчиняться дорожным знакам».
Заранее подготовьте несколько вариантов несложных игровых полей, каждое из которых представляет собой рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Знаки лучше вырезать из бумаги и помещать в нужных местах. Это даст возможность менять дорожную ситуацию.
Положите перед ребенком первое игровое поле и дайте ему задание: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу и набрать бензин. Внизу рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить эти пункты, чтобы не нарушить ПДД. А потом мы вместе посмотрим, верный ли ты выбрал путь» (см. пример игрового поля).
Правильное решение будет таким: из гаража машина отправляется на бензоколонку, потом в поликлинику и возвращается в гараж.
Если игровое поле достаточно крупное, можно катать по нему игрушечную машину. Если маленькое — показать путь карандашом.
Дальнейшие варианты разработайте сами или вместе с ребенком.
Игра «Стоп» для детей 4-5 лет
На одном конце комнаты (площадки) проводится исходная линия; около нее выстраиваются играющие дети. На другом конце встает водящий.
Водящий поднимает зеленый флажок и говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай!» Играющие идут по направлению к водящему, но при этом следят, все ли еще поднят зеленый флажок.
Водящий поднимает красный флажок и говорит: «Стоп!» Играющие останавливаются и замирают на месте.
Когда поднимается снова зеленый флажок, играющие идут вперед.
Побеждает тот, кто первым без ошибок пройдет весь путь.
Игра «Красный, желтый, зеленый» для детей 3-4 лет
Дети сидят на скамеечке или стульчиках. Когда воспитатель поднимает зеленый флажок, дети начинают хлопать в ладоши, красный — сидят без движения и звука.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Игра направлена на развитие внимания и реакции.
Игра «Сломанный светофор» для детей 3-4 лет
Оборудование: трафарет светофора без сигналов; кружочки-сигналы — красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.
Педагог предлагает ребенку «отремонтировать» сломанный светофор — расположить клеющиеся кружочки в той последовательности, в которой они должны быть на светофоре. Затем педагог спрашивает, на какой сигнал светофора пешеходы могут пересекать проезжую часть улицы.